ДОХОДНЫЕ ДОМА

house...

Доходный дом 3-го Бассейного кооперативного товарищества: ул. Некрасова, 58-60; арх. Э.Ф.Виррих, А.И.Зазерский, А.Ф.Бубырь, Н.В.Васильев; 1913-16 гг.

Тип доходного дома зародился в середине ХIХ-го в., в эпоху царствования эклектики и развития капитализма. Квартиры в них сдавались внаем и приносили владельцам домов большие доходы. Доходным домам сопутствовали грязь и антисанитария, причиной чего был не столько архитектор - как он построил здание, сколько неимоверная скученность как следствие огромного спроса на жилье и его дороговизна. К этому добавлялась "экономная" застройка впритык, приводившая к появлению темных, тесных, опять же грязных дворов-колодцев. Нельзя забывать, что в то время основным видом транспорта была лошадь, и конюшни находились при каждом доме, что не добавляло чистоты. Со всеми этими отрицательными чертами боролись архитекторы-модернисты (см. главу "Каменноостровский проспект").

Переходя от технической стороны дела к эстетической, было бы неразумно рассматривать отдельно каждый доходный дом, ввиду их большого количества и сходства многих между собой. Достаточно познакомиться с творчеством отдельных архитекторов и сравнить в общих чертах их произведения.

Здесь уместно сопоставить архитектуру модерна СанктПетербурга и Москвы, т. к. наиболее сильно различаются как раз доходные дома.

Основное различие базируется на разности масштабов между двумя городами. Петербург - строгий, порядочный, его застройка в чем-то стремится к аккуратности построек центральных районов городов Европы. Москва - город купеческий, разгульный, там все поставлено на поток и делается с размахом. Следствие этого: в Петербурге наиболее часто встречающаяся этажность - 5 этажей + мансарда, акцент ставится на декор простенков; в Москве - 8, а то и 9 этажей, и стена - сплошное решето из окон, декора и не видно, то есть Петербург явно выигрывает в эстетическом смысле. С другой стороны, размах в архитектуре Москвы привел к появлению конторских зданий чистейшего рационализма, состоящих исключительно из стекла и стальных конструкций, намного опередивших эпоху и предсказавших дальнейшее развитие архитектуры; в Петербурге в то время такое встретить было невозможно.

Но разделение "Москва - рационализм, Петербург - эстетизм" верно не до конца. Верхи московской буржуазии активно культивировали иррационализм, результатом чего явилось появление в Москве заметного количества весьма оригинальных символистически оформленных особняков, стилистика которых отличалась от европейской в сторону усиления мистических настроений путем добавления мотивов русского эпоса. Так что архитектура модерна двух российских городов имеет заметные отличия.

Далее приводятся характеристики творчества основных архитекторов- модернистов Петербурга, принимавших участие в создании доходных домов.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль. Им построены дома на Лесном пр., на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и других улицах. Его кредо - фактурная обработка, разнообразие, но равновесие и, главное, компромиссное сочетание всех направлений модерна.

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем. Н.В.Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря - Торговые ряды "Новый Пассаж" на Литейном пр. (д. 57, 1912-1913 гг.). Это здание сочетает в себе все: простенки из необработанного камня, огромные окна и даже какой-то налет неоклассицистической монументальности в форме портала и массивных дверей. Возвращаясь же к доходным домам, можно отметить их многочисленность: на Стремянной улице (совместно), на ул. Петра Лаврова, на Загородном проспекте, на набережной Фонтанки (А.Ф.Бубырь).

Приверженцом неоклассицизма, как уже отмечалось, был М.С.Лялевич. Его дом 7 по ул. Пестеля (1911-13) более похож фасадом на дворец или банк, хотя это жилое здание. Лялевичем построен также дом на улице Розенштейна, 39.

Большое место в творчестве Г.В.Барановского занимают дома, построенные для Г.Г.Елисеева. Не считая дачи Елисеева "Эрро" в Эстонии и упомянутого дома Елисеева на Невском проспекте, Барановский построил для него три доходных дома: на наб. Макарова, 10, на наб.Фонтанки, 64 и на ул. Ломоносова, 14 (1887-92).

Интересен внешним видом Собственный дом Барановского (ул.Достоевского, 36, 1897 г.). Вдоль фасада, не прерываясь, по всем этажах, включая цокольный, проходит прямой балкон с оригинальной решеткой. Строгость и простоту дома подчеркивают однообразие и равномерность расположения окон наряду с рустовкой нижнего этажа.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что Г.В.Барановский в своем творчестве тяготел к рационализму, т.е. оригинальной форме, отражающей утилитарные требования.

Более 50 зданий построил в Петербурге Д.А.Крыжановский. Диапазон его творческих пристрастий широк - от легкого европейского романтизма до сильного северного модерна, не брезгуя некоторой эклектичностью или "русским стилем" (Каменноостровский пр., 45, 1903-06 гг.).

В заключении расскажу о доме, точнее, о целом комплексе, над проектом которого работали многие известные архитекторы. Это дом 3-го Бассейного Кооперативного товарищества на ул. Некрасова, дома 58-60 (Э.Ф.Виррих, А.И.Зазерский, А.Ф.Бубырь, Н.В.Васильев). Уже из списка авторов проекта можно примерно представить его внешний вид: огромные размеры дома, разнообразие и вместе с тем строгость оформления: темный фасад, трапециевидные в плане эркеры со скругленными углами, различные архитектурные и лепные детали наряду с клетчатой решеткой балконов, аскетичный дворовый фасад, "украшенный" только широкими окнами и скромными балкончики. В целом сумрачный дом чем-то навевает воспоминания о произведения О.Генри про беспокойную жизнь больших городов.

Э.Ф.Виррих, руководивший строительством не только этого сооружения, но и Торгового Дома Гвардейского экономического сообщества, был автором еще одного интересного здания в Петербурге. Это главное здание Политехнического Института (ныне Технический Университет), вид фасада которого навеян Высшей Технической Школой в Берлине (Политехническая ул., д.29, 1899-1902).

Кроме упомянутых архитекторов, в строительстве домов принимали участие А.И.фон Гоген и множество менее известных; доходные дома - самая многочисленная группа зданий модерна; именно в эпоху модерна, во время становления и развития капитализма сложилась застройка исторической части города, этим объясняется большое число авторов проектов и еще большее количество самих зданий.