КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Lidval's house

Дом И.Б.Лидваль: Каменноостровский пр., 1-3; арх. Ф.И.Лидваль, 1899-1903 гг.

Каменноостровский проспект (в советское время, как и Троицкий мост, носивший название Кировского) приобрел свое нынешнее значение важной транспортной артерии, соединяющей центр города и Выборгскую сторону, на рубеже веков, когда в 1897 - 1903 гг. по проекту французской фирмы "Батиньоль" и под руководством Л.Н.Бенуа был построен Троицкий мост. К этому времени проспект был почти не застроен, выделялись только два дома, сооруженные в конце ХIХ-го века: 14 (арх. О.Л.Игнатович) и 132 (арх. В.П.Цейдлер). Они представляют собой образцы "уравновешенной", "корректной" эклектики, постепенно переходившей в модерн.

Ныне анфиладу проспекта, значительное место в архитектуре которой занимают произведения модерна, открывает здание Ортопедического института (бывшая клиника Вредена; арх. Р.Ф.Мельцер, 1902-1905 гг., Александровский парк, д. 5). Фасад, украшенный плиткой "под кирпич", перекликается с недалеко стоящим особняком Кшесинской, а прекрасно сохранившееся мозаичное панно с изображением иконы своей красотой вызывает восхищение.

Упомянутый особняк Кшесинской, как большинство особняков, не лишен элементов символизма (Кронверкский пр., 11/2. Автор - А.И. фон Гоген при участии А.И.Дмитриева, 1904-1906 гг.).Дом находится в хорошем состоянии, т.к. он - одно из известнейших "ленинских мест"; сейчас там расположен Музей политической истории России. Между прочим, у здания есть двойник - дом 19 по улице Рентгена, что недалеко. Фасад полностью такой же по оформлению, но все - в гораздо худшем состоянии. Это особняк С.И.Чаева, построенный В.П.Апышковым в 1906-1907 гг. Наряду с "городской квартирой" Апышков построил для Чаева и дачу (см. "Каменный остров").

Еще одно интересное здание, реставрация которого длилась очень долго и, наконец, заканчивается, - мусульманская мечеть, в проектировании которой участвовало несколько архитекторов: Н.В.Васильев, С.С.Кричинский и А.И.фон Гоген (Кронверкский пр., д.7, 1910-1913 гг.). Сравнивая это культовое сооружение с еще двумя - Буддийским храмом Г.В.Барановского (Приморский пр., 191, 1909-1915 гг.) и костелом французского посольства (М.М.Перетяткович, Л.Н.Бенуа, 1908-1909 гг., находится рядом с ул. Надеждинской [б. ул. Маяковского] ), интересно отметить, что все они воплощяют в себе черты северного модерна. Таким образом, с помощью национально ориентированных средств искусства, архитекторы строили сооружения, исторически не свойственные данной территории, изменяя, подстраивая их под сложившуюся стилистику.

На другой стороне Каменноостровского проспекта, в Александровском парке, установлен памятник, тоже имеющий отношение к модерну. Этот монумент посвящен подвигу экипажа корабля "Стерегущий", не сдавшегося врагу и затопившего корабль (скульптор К.В.Изенберг, оформление А.И.фон Гогена, 1909-1911 гг.). Памятник оформлен в стилистике северного модерна, что отвечает его содержанию.

Ожерелье зданий начала проспекта окружает жемчужину модерна - дом И.Б.Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. По его проекту построен на Каменноостровском проспекте похожий по оформлению дом Циммермана (д. 61, 1906-1908 гг.), а также большое число домов на Петербургской стороне и по всему городу.

"Дом Лидваля", как его называют, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль,- это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы-колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер (курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами), образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г.). Характерная особенность - флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные: и по высоте (один трех-, другой четырехэтажный), и по форме окон (наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана - там на одном фасаде около 20 (!) разных вариаций на тему окна). Главное же то, что несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно.

И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. В отличие от А.Ф Бубыря с его суровым финским модерном и Н.В.Васильева с романтическими композициями, Ф.И.Лидваль во всем соблюдает компромисс. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является "стилем Лидваля". Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидваля, Л.Н.Бенуа, из мастерской которого вышли многие в будущем мастера модерна, хотя сам учитель и не разделял взглядов "Нового искусства".

Биография. Федор Иванович Лидваль (1870-1945) родился в Петербурге в семье шведского подданного. В 1888-1890 гг. занимался в Училище технического рисования барона Штиглица, в 1890-1896 гг. - в Академии Художеств, в мастерской Л.Н.Бенуа. Строил в основном в Петербурге, а также в Москве, Киеве и Харькове (в последних четырех городах построил банковские здания). С 1918 г. жил в Стокгольме.

Почти напротив дома И.Б.Лидваль расположилась достаточно оригинальная постройка (д.8, арх. В.П.Цейдлер): редкий пример символизма. Пастельные тона стен, плавные обводы окон и балконов, сказочный декор - все это контрастирует с противоположным домом Быховского (д.9, 1911-1912 гг., арх. М.С.Лялевич). Как и большинство построек Лялевича (например, особняк Покотиловой на том же Каменноостровском проспекте, д.48, 1909-1915 гг.), здание оформлено в неоклассицистической традиции. Однотонная окраска стен, пилястры и полуциркульные своды над окнами - все это эффектно смотрится и отвечает расположению здания - на углу двух улиц.

Еще одна композиция из домов модерна сложилась на Австрийской площади, где проспект пересекает улицу Мира. Из пяти домов, расположившихся по кругу, три построены по проекту В.В.Шауба ( 11-13, 16, 18 ). Все три дома красиво оформлены, фасады обработаны фактурной штукатуркой и завершены башенками; несмотря на несхожесть декора, они гармонируют друг с другом и напоминают произведения французского модерна ("стиля метро").

Могучим спокойствием проникнут дом Эмира Бухарского, занимающий большой по площади участок (арх. С.С.Кричинский, 1913 г., д. 44б). Высокое, с большим внутренним двором, отделенным от проспекта аркадой, здание имеет на втором этаже огромную остекленную галерею, сооружение которой было бы затруднительно при отсутствии техники, которую давал архитекторам и инженерам (а в эпоху модерна архитектор чаще всего был и инженером) технический прогресс.

Последний значительный акцент на Каменноостровском проспекте - доходные дома К.В.Маркова (63, 65, арх. В.А.Щуко, 1910-1911 гг.). Неоклассицизм с элементами северного модерна - так можно определить их стилистическую направленность. Высокие, стоящие в широкой части проспекта здания немного смущают своей мрачностью, но и восхищают монументальностью.

Каменноостровский проспект стал на рубеже веков одной из важнейших городских улиц, превратившись, по заметкам очевидцев, из скромной улицы с деревянными домиками и огородами в прекрасную магистраль, застройка которой проводилась в основном по проектам архитекторов модерна.