НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Средоточием общественных зданий является Невский проспект, всегда сохраняющий титул центральной, наиглавнейшей улицы города.

Первое здание на Невском проспекте, резко выделяющееся среди своих соседей мощным фасадом, сочетающим в себе черты северного модерна и мотивы старинной русской архитектуры, - огромный Банкирский дом Вавельберга (дом 17-9, арх. М.М.Перетяткович, 1910-1912 гг.). Сейчас в нем расположены Агенство воздушных сообщений и центральные кассы Аэрофлота.

zinger's house

Дом компании Зингер: Невский пр., 28; арх. П.Ю.Сюзор, 1902-04 гг.

На Большую Морскую улицу выходит фасад лучшего образца неоклассицизма - Азовско-Донского Банка (арх. Ф.И.Лидваль, д.13-5, 1908-1909 гг.). Строгий фасад с портиком, украшенный барельефами, прекрасен по своим пропорциям, и поэтому у Банка скоро появились двойники - на ул. Восстания, 13-5 и на Большой Посадской, 18/7. Банк хорошо вписывается в сложившуюся застройку, к чему во всех своих сооружениях стремился Лидваль. Кроме внешнего оформления, Лидваль был большим мастером интерьера. Почти в первозданном виде сохранился интерьер Азовско-Донского Банка (он охраняется государством). Скорей всего, в хорошем состоянии находятся и интерьеры Европейской гостиницы, автором которых также является Лидваль (1908-1910). Еще о гостиницах. Небезызвестный отель "Астория" построен по проекту опять же Лидваля. И внешний, и внутренний вид "Астории" представляет собой верх великолепия.

От гостиниц вернемся к торговым домам. Они расположились напротив друг друга. Первый - Торговый Дом Мертенса - является примером "комплексного обслуживания" (Невский пр.,29, арх. М.С.Лялевич, 1911-1912 гг.). Для Мертенса же Лялевич построил и особняк на Каменном острове (1912 г.). Оба здания относятся к неоклассицизму, но в первом - Торговом Доме - сильно влияние рационализма (обильное остекление под полуциркульными сводами), а в особняке выделены черты модерна - асимметрия, свободный план.

Второе здание, более знакомое горожанам как ДЛТ,- это торговый дом Гвардейского Экономического Сообщества. В его создании участвовали многие известные архитекторы и инженеры: Э.Ф.Виррих, Н.В.Васильев, С.С.Кричинский, И.В.Падлевский, Б.Я.Боткин и И.Д.Балбашевский (ул. Большая Конюшенная, д.21/23, 1908-1910). Это был первый универмаг в Петербурге, где можно было купить все: от сбруи для лошади до предметов роскоши и продуктов, часто дешевле, чем в других магазинах. Только высокое, просторное, светлое и красивое здание, каким является дом Сообщества, могло быть таким универмагом.

Первое в России здание с цельнометаллическим каркасом - дом компании "Зингер" на углу набережной Екатерининского канала и Невского проспекта (арх. П.Ю.Сюзор, 1902-1904, д.28) - опять же знакомо петербуржцам, но как Дом Книги. Огромными окнами, металлическим растительно-символистическим декором и особенно композицией с глобусом, украшающей фронтон, сооружение напоминает своего "берлинского брата" - универмаг "Тиц", построенного в 1896 г. и также обладающего всеми указанными чертами (арх. Б.Зеринг, Л.Лахман). Кстати, на постройке дома компании "Зингер" проходил строительную практику в будущем известный архитектор-модернист М.М.Перетяткович.

Пример символизма, близкого французскому, являет собой доходный дом Б.Кохендорфа, находящийся позади Казанского Собора на ул. Плеханова (арх. Б.Кохендорф и Т. Толстиков, 1902 г.). Овальные окна мансардного этажа, балконы с манерной решеткой и огромный эркер, в плане имеющий форму полуэллипса выглядят ничуть не хуже массивной колоннады Казанского Собора.

Завершает список значительных, на мой взгляд, общественных зданий модерна известный дом Елисеева (Невский пр., д.56, арх. Барановский, ск. А.А.Адамсон, 1902- 1908), внешне схожий чем-то с домом компании "Зингер". По воспоминаниям современников, в 1903 году, когда дом строился, многие петербуржцы специально ездили на верхах конок, чтобы посмотреть на красивое здание. Когда же его построили, нижнюю часть дома занял магазин "Торгового товарищества братьев Елисеевых", продававший деликатесные продукты и напитки, а сверху находился театр Б.Лин (теперь Театр Комедии) и еще 8 организаций. Это не рекорд - дом 188 по Невскому проспекту занимали 53 (!) различных учреждения.

В целом же для общественных зданий эпохи модерна наиболее характерен рационализм - стекло, металлические конструкции; а декор - от символики до неоклассики.